1. Легочный- над всей поверхностью легких.
2. Бедреный — над всеми безвоздушными, плотными органами и тканями (печень, селезенка, сердце в области абсолютной тупости, мышцы, кости).
3. Притуплённый — в тех зонах, где край легкого прилежит и наслаивается на соседние безвоздушные органы (относительная сердечная и печеночная тупости).
4. Тимпанический (барабанный) — над полостными органами, заполненными воздухом или газами (желудок, кишечник).
Тембровый оттенок перкуторного звука может быть тимпанический и нетимпанический. Тимпанический оттенок характеризуется наличием гармонических колебаний. «Тимпаничность» звука указывает насколько он чист по звучанию и приближается по своим свойствам к тону. Как известно, звуки-тоны издают только однородные по своему составу материалы, например, камертон, который воспроизводит только чистый тон и служит для настройки музыкальных инструментов.
В человеческом теле при перкуссии наиболее приближен к тону тимпанический звук, так как он получается при перкуссии тонких, гладкостенных полостных органов, заполненных однородным материалом — воздухом или газом. Все остальные перкуторные звуки (легочной, тупой) — это по своей природе шумы, так как они представляют смесь звуков, получаемых при колебании неоднородных по тканевому составу органов.
Перкуссию можно классифицировать следующим образом:
I. По методикеперкуссии:
Непосредственная, при которой пальцы рук врача ударяют непосредственно по разным участкам тела человека, например, по грудной клетке. В настоящее время она применяется редко, так как качество перкуторного звука при ней плохое. Основные методы этой перкуссии теперь представляют в большей мере лишь академический интерес:
• метод Ауэнбруггера — перкуссия производится ударами кончиками II-V пальцев кисти непосредственно по грудной клетке;
• метод В.П. Образцова (метод щелчка) — удары наносятся по грудной клетке при соскальзывании II пальца с III—;
• метод Ф.Т. Яновского — перкуссия одним пальцем (в частности при сравнительной перкуссии легких);
• метод Симановича — Кравцова — в основе этого метода лежит способность с помощью осязания определять границу перехода от одного органа к другому при скольжении пальцев.